В декабре 2019 года дан старт внедрения Целевой модели наставничества в субъектах Российской Федерации в ходе реализации федеральных проектов «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Молодые профессионалы» национального проекта «Образование». Внедрение Целевой модели наставничества будет осуществляться в образовательных организациях, реализующих общеобразовательные, дополнительные общеобразовательные и программы среднего профессионального образования.
Региональным наставническим центром определен Центр эстетического воспитания детей Нижегородской области. Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области определено ответственным уполномоченным органом государственной власти по внедрению и реализации на территории Нижегородской области Целевой модели наставничества. (ссылка)
Глоссарий:
Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
Программа наставничества – комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Наставляемый – участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином «обучающийся».
Наставник – участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
Целевая модель наставничества – система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях.
Нормативная база:
Федеральный уровень
-
Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 N Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися» (ссылка);
-
Методические рекомендации по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися (разработаны ведомственным проектным офисом национального проекта «Образование») (ссылка)
Региональный уровень
-
Распоряжение Губернатора Нижегородской области от 24.03.2020 № 459-р «О внедрении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования»; (ссылка)
-
Приказ министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области от 20.05.2020 № 316-01-63-915/20 «О внедрении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования»; (ссылка)
-
Приказ министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области от 11.06.2020 № 316-01-63-997/20 «Об утверждении списков общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования, государственных профессиональных образовательных организаций, являющихся участниками внедрения целевой модели наставничества»; (ссылка)
-
Рекомендации по реализации методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования в образовательных организациях (разработаны региональным центром наставничества) (ссылка)
-
Приказ министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области от 4.02.2021 №316-01-63-273/21 Об утверждении п лана мероприятий (дорожной карты) реализации методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования в 2021 году (ссылка)
-
Приказ министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области от 12.02.2021 №316-01-63-273/21 "О внесении изм енений в приказ министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области от 11.06.2020 №316-01-63-997/20" (ссылка)
Школьный уровень
-
Приказ МБОУ «СОШ №6 им. К. Минина» от №122 от 19.02.2021 «Об организации работы по внедрению Целевой модели наставничества»; (ссылка)
-
Приказ МБОУ «СОШ №6 им. К. Минина» от №491 от 19.02.2021 "О внесении изменений в приказ №122 от 19.02.2021"; (ссылка)
-
Приказ МБОУ "СОШ №6 им. К. Минина" №455 от 01.09.2022 "О реализации целевой модели наставничества в 2022-2023 учебном году" (ссылка)
-
Приказ МБОУ "СОШ №6 им. К. Минина" №429 от 01.09.2023 "О реализации целевой модели наставничества в 2023-2024 учебном году (ссылка)
-
Положение о реализации программы (системы) наставничества в МБОУ «СОШ №6 им. К. Минина» (утверждено приказом №122 от 19.02.2021 «Об организации работы по внедрению Целевой модели наставничества»); (ссылка)
-
План мероприятий (дорожная карта) внедрения методологии (Целевой модели) наставничества обучающихся организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования на 2021 год (утверждена приказом № от «Об организации работы по внедрению Целевой модели наставничества») (ссылка)