Положение об ученическом самоуправлении
МБОУ «СОШ №6 им. К. Минина»
г. Балахны Нижегородской области
1. Общие положения.
Ученическое самоуправление является формой организации жизнедеятельности ученического коллектива, характеризующейся активным участием школьников в решении задач, стоящих перед школой.
Ученическое самоуправление создаётся для достижения двух взаимосвязанных целей:
а) развития коллегиальных, демократических форм управления школой;
б) подготовка учащихся к реализации организаторских функций в будущей жизни.
Вид самоуправления - частичное; определяется рядом вопросов, в обсуждении и решении которых учащиеся принимают участие с правом голоса. Частичное самоуправление допускает участие школьников с правом голоса в обсуждении и решении чётко очерченного круга вопросов, выделенных в ведение самоуправления.
Круг вопросов, находящихся в компетенции ученического самоуправления:
• Защита прав и интересов учащихся;
• Совместное с педагогами решение наиболее значимых вопросов учебно- воспитательного процесса;
• Формирование и сохранение традиций школы;
• Организация дежурства в школе в перемены, на мероприятиях;
• Поддержка и развитие инициативы учащихся школы;
• Организация школьных КТД и других внеурочных мероприятий;
• Создание информационной сети школы.
Основные документы, регулирующие функционирование ученического самоуправления в школе:
• Типовое положение об образовательном учреждении
• Устав школы
• Положение о школьном самоуправлении
• Положение о поощрении и наказании учащихся
• Правила для учащихся
Моделью школьного ученического самоуправления является школьная республика «Апельсин», созданная в 1995 году, которая руководствуется в своей деятельности Законом РФ «Об образовании» ст. 35 (п.2), ст. 50 (п.4), Конвенцией ООН о правах ребёнка, Уставом школы и данным положением.
2. Организация деятельности. Управление.
Для решения основных учебно-воспитательных задач органы ученического самоуправления соотносят свою деятельность с направлениями воспитательной системы школы: гражданско- патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, спортивно - оздоровительное, экологическое, познавательное.
Основными формами работы органов ученического самоуправления являются:
• КТД
• Деловая игра «Выборы»
• «Клубок неразрешённых проблем»
• Круглый стол
• Дебаты
• Выпускной ринг
• Президентский бал
• Агитдискотеки
• Благотворительные акции
• «Мозговой штурм»
• Конкурсы и др.
Основу ученического самоуправления школы составляет
1 уровень самоуправления - уровень первичного коллектива (класс).
Высшим органом классного ученического самоуправления является Ученическое собрание.
Ученическое собрание:
- собирается по мере необходимости, но не реже 1 раза в четверть
- принимает решения по всем вопросам деятельности классного ученического самоуправления простым большинством голосов определяет содержание и формы деятельности классного ученического самоуправления
- заслушивает информацию о выполнении решений школьных советов и министерств республики «Апельсин»
- намечает конкретные меры по выполнению этих решений.
Периодически, не реже одного раза в четверть, классные органы самоуправления отчитываются, частично обновляются для того, чтобы каждый ученик за годы пребывания в школе приобрёл навыки организаторской работы.
В каждом классном коллективе в целях чёткой организации и развития самоуправления в школе существует система поручений:
• Командир класса
• Староста класса
• Старший дежурный по школе
• Редколлегия
• Культорг
• Физорг
• Шефы за младшими школьниками
• Ответственные за трудовые и экологические акции
• Корреспонденты
• Представители школьной республики «апельсин»
(созданные и утверждённые модели самоуправления в классе могут корректировать названия поручений)
2-ой уровень самоуправления - уровень ученического коллектива образовательного учреждения.
Этот уровень представлен в школе следующими органами ученического самоуправления: «Большой круг» актива, совет старшеклассников, совет командиров, совет министров и президент.
«Большой круг актива» - высший законодательный орган школьной республики «Апельсин». Право на участие в нём имеет каждый ученик 5-11 класса при условии его делегирования. «Большой круг» актива собирается по мере необходимости, но не реже одного раза в год; принимаются решения по всем вопросам деятельности ученического самоуправления простым большинством голосов.
Президент - глава республики «Апельсин», избирается тайным голосованием из числа учащихся 8-11 классов на 1 год. Президент приходит к власти в результате активной предвыборной компании. Выборы происходят на альтернативной основе. Президент имеет право:
• Решающего голоса в принятии решений
• Представлять республику на слётах, конкурсах различного уровня
• Осуществлять контроль за деятельностью министерств
• Выдвигать свою кандидатуру и быть избранным на повторный срок
Совет старшеклассников - орган законодательной власти республики, возглавляемый президентом. Главной целью деятельности Совета является реализация прав учащихся на участие в самоуправлении. Совет старшеклассников правомочен: размещать информацию в школьной газете, сотрудничать с администрацией школы, представлять интересы учащихся на педагогических советах и совете школы, участвовать в коллективном планировании воспитательной работы школы. Совет старшеклассников осуществляет общее руководство деятельностью ученического самоуправления в период между «Большим кругом актива». Совет старшеклассников действует на основе Положения о Совете старшеклассников.
Совет министров - орган исполнительной власти республики. Совет представлен министрами: правопорядка, спорта, туризма, печати, труда и экономики, детства, экологии, культуры, внешних связей. Министры утверждаются советом старшеклассников, имея программу деятельности министерства; на альтернативной основе. Министры тесно сотрудничают с советом командиров, активами классов.
Совет министров координирует, осуществляет и анализирует деятельность республики по своим направлениям.
Министерство правопорядка осуществляет организацию работы по выполнению режимных моментов школы (дежурство, трудовые мероприятия), организует рейды по школе. Участвует в работе совета профилактики школы по просьбе заместителя директора по воспитательной работе, сотрудничает с волонтёрской группой в районе, помогает в проведении круглых столов и пресс-конференций, недель профилактики и правового воспитания.
Министерство спорта осуществляет организацию спортивно-оздоровительной жизни школы, проведение спортивных соревнований между классами по разным видам спорта, организует Дни Здоровья в школе, помогает в организации и проведении спортивно - массовых мероприятий в начальной школе, группе продлённого дня, обучает старшеклассников для работы физоргами в пришкольных лагерях, организует судейство школьных спортивных соревнований, поддерживает связь со спортивными клубами микрорайона школы, пропагандирует ЗОЖ среди учащихся.
Министерство туризма организует туристко-краеведческую работу в школе, помогает привлекать учащихся школы в туристические кружки, организует школьный турслёт, участие школы в районных, областных туристических соревнованиях, освещает свою деятельность в школьной газете.
Министерство печати осуществляет отражение жизни школы и классов в школьной газете и информационных стендах, сотрудничает с районными СМИ.
Министерство труда и экономики осуществляет организацию трудовых акций, генеральных уборок, сбор макулатуры, подводит итоги и информирует учащихся на школьных линейках, осуществляет финансовые операции по проведению акций, ярмарок и вечеров отдыха; ведёт финансовую отчётность по расходам и доходам; сотрудничает с попечительским советом школы.
Министерство детства организует шефство над учащимися 1-4 классов, обучает вожатский отряд для пришкольных лагерей, организует занимательные переменки для младших школьников, помогает в проведении различных мероприятий младших школьников, сотрудничает с детским объединением Галактика детских фантазий» начального звена.
Министерство экологии организует экологические акции, конкурсы среди учащихся школы, участвует в районных мероприятиях, пропагандирует бережное отношение к природе, организует экодесанты совместно с министерством труда и экономики, участвует в озеленении школьной территории, проводит конкурс на самый зелёный класс.
Министерство культуры осуществляет организацию подготовки и проведения творческих мероприятий в школе, участие в районных мероприятиях, сотрудничает с руководителями кружков художественной направленности.
Министерство внешних связей осуществляет связь с районным советов старшеклассников «РВС» и «Пёстрый круг», информирует о деятельности ученического самоуправления школы районные советы, осуществляет обратную связь.
Совет командиров - совещательный орган. Сборы советов командиров проходят по трём ступеням обучения с целью взаимной связи Совета старшеклассников и классных коллективов. Сбор совета командиров проходит не реже 1 раза в две недели. Проводит сбор президент школьной республики «Апельсин» или представитель совета старшеклассников, а также министры школьной республики «Апельсин». На сборе может присутствовать куратор ученического самоуправления.
В школьной республике «Апельсин» имеется совет наставников (кураторов) из числа инициативных педагогов и обязательно заместитель директора по ВР, старшие вожатые.
3 уровень - уровень школы.
Согласно Уставу школы учащиеся имеют право на участие в управлении школой. Представители Совета старшеклассников и совета министров могут быть избраны в Совет школы.
4 уровень - уровень внешнего сетевого взаимодействия.
Республиканцы осуществляют взаимодействие с районными объединениями «РВС» и «Пёстрый круг», участвуют в мероприятиях отдела образования и молодёжной политики Балахнинского района; принимают участие в мероприятиях и акциях районного, областного и республиканского уровня. Активно занимаются социальным проектированием, сотрудничая с ДОУ, Домом милосердия и предприятиями микрорайона школы.
3. Структура органов ученического самоуправлении. (см. выше)
4. Принципы самоуправления
• Взаимного доверия всех участников, соблюдение этических и моральных норм;
• Стремление к развитию;
• Равноправие всех учащихся;
• Коллегиальность принятия решений
• Приоритетность прав и интересов учащихся
• Гуманность по отношению к каждой отдельной личности
• Сотрудничества и взаимной поддержки учеников, их родителей и учителей
5. Права и обязанности
Все учащиеся школы, равно как и органы школьного ученического самоуправления имеют права:
• На уважение своей чести и достоинства, обращение, в случае конфликтной ситуации, в высшие органы ученического самоуправления;
• Избирать и быть избранным в органы самоуправления прямым и тайным голосованием, а также право на самовыдвижение;
• На защиту своих прав и интересов ;
• На участие во всех мероприятиях;
• Открыто и корректно выражать своё мнение, критиковать действия органов школьного самоуправления, высказывать свои предложения;
• Объединяться в любые творческие группы, детские объединения и т.д., не противоречащие своей деятельностью целям и задачам школьного самоуправления. Уставу школы, Правилам учащихся.
Обязанности членов школьной республики «Апельсин»:
• Соблюдать законы
• Показывать пример в учёбе, труде
• Беречь школьную собственность, соблюдать учебную и трудовую дисциплину, нормы поведения
• Заботиться об авторитете своей школы
• Информировать класс о своей деятельности
• Выполнять Устав школы, распоряжения администрации школы, решения органов ученического самоуправления, не противоречащие Уставу МОУ, Правилам учащихся школы.
Все республиканцы следуют законам:
· Закон поднятой руки: в пашей школе закон един - все молчат, пока говорит один
· Отвергаешь - предлагай
· Закон песни
· Закон точности
· Закон творчества
Принято «Большим кругом» актива школы 16.04.95
Исправлено и дополнено «Большим кругом актива» «11» сентября 2009 года
ГИМН РЕСПУБЛИКИ "АПЕЛЬСИН"